Методические рекомендации МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для территориальных органов МЧС России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ПО ПРОБЛЕМАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ МЧС РОССИИ»
(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НАУКИ И ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для территориальных органов МЧС России
по оказанию помощи органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по особенностям организации работы на
подвижных пунктах управления в условиях
коронавирусной инфекции
Москва, 2020
2
СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п Разделы Стр.
1. Основные положения 3
2. Нормативные правовые акты и методические документы 3
3. Особенности организации работы на подвижных пунктах
управления в условиях коронавирусной инфекции
4
3
1. Основные положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации для территориальных органов
МЧС России по оказанию помощи органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по особенностям организации работы на подвижных
пунктах управления в условиях коронавирусной инфекции (далее —
Методические рекомендации), дополнительно к действующим нормативнометодическим документам, направлены на обеспечение эффективного управления
силами и средствами единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) и выполнении аварийноспасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР) в условиях
распространения коронавирусной инфекции.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с действующими
нормативными правовыми актами, а также с учётом мер, принимаемых
Правительством Российской Федерации по противодействию распространения
коронавирусной инфекции.
При разработке настоящих методических рекомендаций за основу взяты
Методические рекомендации МЧС России по оборудованию и
функционированию подвижных пунктов управления территориальных органов
МЧС России (от 14.06.2013 г. №2-4-87-7-14).
2. Нормативные правовые акты и методические документы
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения».
Федеральный закон от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г.
№794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций».
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г.
№1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Постановление Правительства Российской Федерации 2 апреля 2020 г.
№417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения
гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или
чрезвычайной ситуации».
4
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от
18.03.2020 г. №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения
COVID-19».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.03.2020 г. №9 «О дополнительных мерах по недопущению
распространения COVID-19».
Рекомендации Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной
инфекции среди работников (от 10.03.2020 г. №02/3853-2020-27).
Инструкция Роспотребнадзора по проведению дезинфекционных
мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами (от
23.01.2020 г. №02/770-2020-32).
Рекомендации Роспотребнадзора по использованию и обработке защитной
одежды и средств индивидуальной зашиты при работе в контакте с больными
COVID-19 (подозрительными на заболевание) либо при работе с биологическим
материалом от таких пациентов (от 09.04.2020 г. №02/6475-2020-32).
3. Особенности организации работы на подвижных пунктах управления
в условиях коронавирусной инфекции
В дополнение к Методическим рекомендациям МЧС России по
оборудованию и функционированию подвижных пунктов управления
территориальных органов МЧС России (от 14.06.2013 г. №2-4-87-7-14)
рекомендуется:
3.1. Обеспечить при организации развёртывания и функционирования ППУ
взаимодействие с территориальными органами федеральных органов
исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными органами и
организациями в целях осуществления непрерывного мониторинга санитарноэпидемического состояния территории, входящей в зону ЧС, для выявления
условий, влияющих на распространение коронавирусной инфекции, в том числе
оперативного выявления инфицированных и заболевших коронавирусной
инфекцией в районах размещения пострадавшего населения, а также в районах
размещения ППУ и сил РСЧС.
3.2. При определении места развёртывания ППУ дополнительно определить
возможные места его передислокации в случае ухудшения санитарноэпидемиологической обстановки с учётом обеспечения возможности
эффективного управления ликвидацией последствий ЧС и выполнением АСДНР.
В районе развёртывания ППУ дополнительно необходимо предусмотреть
обязательное несение комендантской службы с патрулированием территории и
выставлением контрольно-пропускных пунктов, постов оцепления, а также
санитарных постов для пресечения доступа посторонних лиц и предотвращения
заноса на ППУ инфекции COVID-19.
3.3. Провести работу по оптимизации штатного состава ППУ с целью его
минимизации, исходя из характера складывающейся обстановки в зоне ЧС и
прогноза её развития.
5
Минимизацию штатного состава ППУ рекомендуется осуществить за счёт
перераспределения функционала должностных лиц, обеспечивающих его
функционирование, а также возможностей решения задач дистанционно (в
режиме видеоконференцсвязи) должными лицами, входящими в переменный
состав (представителями органов управления территориальной подсистемы
РСЧС, функциональной подсистемы РСЧС, аварийно-спасательных служб и иных
организаций), без кардинального снижения эффективности управления на ППУ.
Минимизацию штатного состава ППУ также можно осуществить за счёт
временного исключения из состава таких элементов, как поста радиационного и
химического контроля (при отсутствии угрозы радиационного загрязнения или
химического заражения местности), выездного пресс-центра и других элементов,
исходя из характера складывающейся обстановки в зоне ЧС.
3.4. Организовать работу по созданию и ускоренной подготовке кадрового
резерва, согласно оптимизированному штатному составу ППУ, при этом принять
меры по максимальному сокращению в составе кадрового резерва лиц из групп
риска, а также определить порядок привлечения лиц из состава кадрового резерва
к работе при заболеваниях действующего на ППУ личного состава (в том числе
порядок временного перераспределения функций и задач, решаемых заболевшим
личным составом, до момента их замены).
3.5. Определить порядок выполнения задач, решаемых ППУ, в случае
частичного или полного прекращения его функционирования при подтверждении
COVID-19 среди постоянного или переменного состава, изоляции контактных с
ними лиц на период замены штатного состава, а также дезинфекционных и иных
мероприятий по восстановлению функционирования ППУ.
3.6. Принять меры по ограничению до минимума численности личного
состава, одновременно присутствующего в помещениях ППУ, а также по
соблюдению социальной дистанции личным составом без снижения
эффективности решения задач, в том числе за счёт увеличения количества
транспортных средств, палаток, пневмокаркасных модулей и т.п.
3.7. Организовать динамическое медицинское наблюдение за личным
составом, в том числе с проведением термометрии 2 раза в день на протяжении
всего периода функционирования ППУ, а также ежедневное направление
сведений о состоянии здоровья соответствующих лиц в центры управления в
кризисных ситуациях при главных управлениях МЧС России по субъектам
Российской Федерации.
3.8. Определить мероприятия по своевременной изоляции личного состава
ППУ с наличием симптоматики инфекционных заболеваний, в первую очередь
респираторного характера, и его госпитализации при подтверждении случаев
COVID-19, а также мероприятия по организации оперативного лабораторного
обследования всего личного состава ППУ при подтверждении случаев COVID-19
на ППУ.
3.9. Обеспечить контроль за проведением противоэпидемических
мероприятий на ППУ.
3.10. Предусмотреть в составе автоматизированных рабочих мест (далее —
АРМ) специалистов дежурного расчёта комплекса оперативного управления ППУ
6
АРМ, обеспечивающих сбор, регистрацию, обобщение, хранение и передачу
между участниками ликвидации ЧС данных о санитарно-эпидемиологической
обстановке в зоне ЧС, связанной с распространением коронавирусной инфекции,
в том числе в части, касающейся личного состава ППУ и сил РСЧС,
задействованных для ликвидации ЧС или проведения АСДНР.
3.11. Предусмотреть обеспечение СИЗ, рекомендованными
Роспотребнадзором при работе в контакте с больными COVID-19
(подозрительными на заболевание) личного состава ППУ, выезжающего в зону
ЧС для проведения разведки (рекогносцировки) и передачи информации на ППУ
непосредственно из зоны ЧС. Остальной личный состав должен работать в
медицинских масках (респираторах).
3.12. Дополнительно предусмотреть в составе элементов ППУ помещение
(модуль, палатка и т.п.) для снятия использованных СИЗ (для дезинфекции и
обработки, или последующей утилизации при использовании одноразовых
комплектов), а также специально-оборудованные места для проведения
санитарной обработки личного состава и специальной обработки техники после
выполнения задач.
Дезинфекция, обработка и утилизация СИЗ должны осуществляться в
соответствии с Рекомендациями Роспотребнадзора по использованию и обработке
защитной одежды и средств индивидуальной зашиты при работе в контакте с
больными COVID-19 (подозрительными на заболевание) либо при работе с
биологическим материалом от таких пациентов (от 09.04.2020 г. №02/6475-2020-
32).
3.13. Предусмотреть дополнительно к существующему оснащению
элементов ППУ:
оборудование для обработки воздуха в помещениях ППУ (в присутствии
личного состава) на основе использования ультрафиолетового излучения
(рециркуляторов) или различных видов фильтров (в том числе электрофильтров);
открытые ультрафиолетовые облучатели для обработки воздуха в
помещениях или в салонах автотранспортных средств ППУ (в отсутствии личного
состава);
оборудование для проведения дезинфекции способом орошения;
оборудование для проведения дезинфекции аэрозольным способом;
запас дезинфицирующих средств, разрешённых к использованию в
присутствии личного состава ППУ (на основе катионных поверхностно-активных
веществ);
запас дезинфицирующих средств на основе хлорактивных и
кислородактивных соединений (в отсутствии личного состава ППУ);
аппараты для измерения температуры тела бесконтактным способом;
СИЗ — защитные костюмы 1-го типа или его аналоги (комбинезоны,
респираторы класса защиты FFP2 в сочетании с лицевым щитком, или FFP3,
защитные очки, бахилы, перчатки);
СИЗ — респираторы, медицинские маски, перчатки;
запас моющих и дезинфицирующих средств для рук в дозаторах, а также
дезинфицирующих салфеток.
7
3.14. Организовать дополнительно подготовку и инструктажи личного
состава ППУ с участием специалистов учреждений Роспотребнадзора по
вопросам эпидемиологии и профилактики COVID-19, обеспечению
противоэпидемического режима и использованию СИЗ.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.